Виды и формы консолидированного бюджета

Свод разноуровневых бюджетов на определенной территории, применимых для расчетов, прогнозирования, анализа, называется консолидированным бюджетом (далее по тексту КБ). Иными словами, это смета прибыли и затрат какой-то конкретно территории, которую государство использует для определения финансовых, социальных норм, для планирования и анализа бюджетной части. Разберем более подробно понятие консолидированного бюджета, его разновидности, особенности, структуру.

Описание и функции консолидированного бюджета

Что такое доходы КБ?

Это все финансовые ресурсы, поступающие в казну государства и не требующие возврата. Доходы консолидированного бюджета бывают четырех групп.

  • Налоговые. В них входят такие виды налогооблажения, как на доход, товары, услуги, лицензионный и регистрационный сборы, имущество, совокупный доход, ВЭД, за пользование природными ресурсами.
  • Неналоговые доходы консолидированного бюджета: к ним относятся средства, полученные от продажи земли, нематериальных активов, имущества (государственная, муниципальная собственность), ВЭД, штрафы, возмещение ущерба, административные сборы, платежи, поступления капитальных трансфертов не из источников государства. Иными словами, все доходы, которые не имеют налогооблажения.
  • Безвозмездные. Это средства, поступающие от иных бюджетов, нерезидентов, госорганизаций, внебюджетных фондов и наднациональных компаний, деньги, которые передают целенаправленно в фонды.
  • Целевые бюджетные фонды. Доходы могут поступать от дорожных, экологических фондов, налоговой, федерального фонда и иных организаций.

Что относится к расходам КБ?

Финансы, направляемые на решение государственных функций, а также местного самоуправления, называются расходами консолидированного бюджета. Такие затраты отображаются экономическими отношениями, которые находятся в основе процесса пользования средствами централизованным фондом государства, по каким-либо направлениям.

Благодаря бюджетным расходам происходит финансирование бюджетополучателей, тех, кто получают или распоряжаются бюджетными деньгами. Это могут быть как производственные, так и непроизводственные предприятия. Выходит, что расходы имеют транзитный характер.

Бюджетом определяются лишь размеры бюджетных трат по определенным статьям. Сами расходы выполняют те, кто получает бюджет. Стоит отметить, что благодаря бюджету осуществляется перераспределение средств. Дотации, субвенции, бюджетные ссуды и субсидии являются помощниками.

Бюджетные расходы безвозвратны. Но есть и возвратная форма. На ней предоставляются только ссуды и займы.

Бюджетные расходы бывают капитальными и текущими, исходя из экономического основания. К текущим относятся те траты, которые обеспечивают господдержку иным бюджетам, отдельным экономическим отраслям. Также за их счет могут функционировать органы местного самоуправления и гос.власти, бюджетные учреждения.

Основная часть расходов в бюджете относится как раз к текущим. Если взять последние несколько лет, то в структуре КБ России самый большой вес приходится на национальную оборону, государственный долг, правоохранительную деятельность и безопасность страны, международную деятельность и финансовую помощь бюджетам иных уровней.

Из чего состоит КБ?

В структуре консолидированного бюджета есть 3 уровня. К первому относится федеральный бюджет страны и бюджеты внешних госвнебюджетных организаций, ко второму — регионов и внебюджетные фонды, к третьему — местные и их внебюджетные фонды.

На данный момент в структуру консолидированного бюджета России входит федеральный бюджет и такие формы: 21 республиканских , 55 региональных и областных, городов С.-Петербурга и Москвы, автономной области, 10 окружных и автономных округов, 29 000 местных.

В состав федеральных и территориальных входят целевые фонды, которые создаются благодаря целевой трате средств и финансирования. К ним относятся дорожные, экологические, восстановления и охраны водоемов, воспроизводства минерально-сырьевой базы и подобные организации.

Бюджеты, входящие в состав КБ, самостоятельны. Они не входят в состав друг друга. Иными словами, в федеральном бюджете отсутствуют бюджеты субъектов РФ, в региональном нет местных.

Рассмотрим всю структуру консолидированного бюджета и ее уровни на примере РФ. Главным звеном КБ является федеральный. В него входят все главные категории финансов. Этот бюджет также считается главным инструментарием в финансовом планировании страны. Свое действие он набирает после того, как будет утвержден парламентом.

Если брать экономический смысл этого понятия, то это образование и использование централизованного денежного фонда государства. Этот бюджет имеет немаловажное значение при перераспределении средств. В нем концентрируются средства для экономики, обороноспособности страны. На его долю выпало распределение средств между производством, непроизводством, народным хозяйством и регионами страны. Его активно применяют для взаимодействия производственных и непроизводственных отраслей.

Деньги такого бюджета являются важнейшим источником вложений в основные фонды, обороноспособность, дотации. Влияние федерального бюджета огромно. Он отображается на эффективности производственных процессов, ускорении НТП. Из него финансируется образовательная и научная отрасли. Соответственно его можно назвать финансовой основой для повышения квалификации и роста работников.

Роль и значение страны также выросла, увеличились финансовые вливания в содержание гос.органов управления, увеличилось и поступление налогов в консолидированный бюджет. Произошло это потому, что изменились содержание и функции государства. Расширился парламент, был образован институт президента, появился конституционный суд и т.д.

В Конституции России есть положение о создании самостоятельного федерального бюджета, а в БК детально указано, как он формируется и исполняется. На законодательном уровне закреплено право устанавливать систему налогообложения, которые зачисляются в федеральный бюджет. Также там указаны общие принципы действия этой системы.

В Конституции указано, что Президент страны, Парламент, Правительство выбираются избирательным путем. Они выполняют определенные госфункции и управляют и бюджетным правом. Для того чтобы управлять сферой народного хозяйства, контролировать выполнение законов, осуществлять организационно-воспитательную работу, существуют органы исполнительной власти.

Общегосударственные мероприятия финансируются центральным денежным ресурсом — федеральным бюджетом. Благодаря ему распределяется и перераспределяется валовый продукт между отраслями, финансируются общие государственные органы власти и различных отраслей.

Федеральный закон, утверждающий федеральный бюджет на год, определяет допустимые доходы и расходы, возможный инфляционный уровень, максимальный дефицит, займы, которые предоставляет РФ зарубежным партнерам, размеры инвестиций.

Региональные бюджеты – бюджеты субъектов РФ (21 республика, области, 55 края, 10 автономных образований, С.-Петербурга и Москва). Они входят в состав финансовой системы РФ. В последнее время значительно выросло значение таких форм, расширилась сфера их использования.

Какую же роль они играют? В них сосредотачиваются финансы, позволяющие власти иметь финансовое основание, необходимое для осуществления ее полномочий.

С их помощью формируются финансовые фонды административно-территориального значения. Они способствуют обеспечению исполнения общих целей, формируют материальное основание для выполнения функций органов власти субъектов РФ.

Бюджеты регионов и находящиеся в них финансы позволяют регионам в полную силу проявить финансовую самостоятельность в распределении финансов, необходимых для развития. Власть в регионах обеспечивает планомерное развитие различных отраслей и сфер.

Благодаря бюджетам регионов возможно выравнять экономическое и социальное развитие областей. Для таких целей создаются и воплощаются специальные программы, направленные на развитие и благоустройство городов, сел, развитие транспортной сети, содержание исторических, культурных и других объектов.

Благодаря средствам из бюджета региональные органы управления властью получили возможность приумножить или преуменьшить нормы по денежным тратам на предоставление государственных или муниципальных услуг на не относящихся к производству предприятиях.

Имея долю средств в бюджете, власть в регионе может направить необходимые финресурсы на решение важных вопросов, таких как развитие экономической, промышленной, сельскохозяйственной и социальной сфер.

Относительно недавно управление властью в регионах смогло начать направлять финансирование из бюджета в инвестирование, которое будет относиться к собственности государства. Бюджеты регионов, благодаря наличию материальных ценностей, стали воздействовать на достижение наилучшего пропорционального отношения в финансировании затрат и стимулирование качественного пользования существующих ресурсов, а также принимать участие в образовании новых производственных сфер и отраслей. Таким образом обеспечивается создание новых рабочих мест и снижение уровня безработицы.

Рассказывая о значении, которое играют бюджеты регионов, стоит принять во внимание, что из-за кризисов они не могут выполнять свои функции в полную силу. Таким отрицательным моментом стоит считать и нехватку финансов в бюджете.

Бюджеты регионов имеют право увеличить влияние на создание социально-экономического развития региона, при наличии необходимых параметров, например, если органы власти субъектов РФ смогут формировать и исполнять их финансирование.

Бюджеты административно-территориальных образований называются местными. Это уровень, благодаря которому образуются и расходуются материальные ресурсы, необходимые для выполнения функций и задач местных органов самоуправления.

Такие денежные фонды также относятся к части системы финансов России. Они оказывают влияние на обеспечение развития в социальном и экономическом направлении. Их значение можно охарактеризовать такими положениями.

Благодаря концентрации финансов в бюджете муниципального образования стало возможным иметь финансовую поддержку для осуществления полномочий, указанных в Конституции. Основное значение бюджетов местного характера заключается в создании основы.

Кроме того, благодаря созданию бюджетов муниципальных образований и концентрации в них финансов, муниципалитеты имеют возможным в полном объеме быть самостоятельными в сфере финансов и хозяйства. Они могут тратить финансы на нужды социального и экономического характера. Местные бюджеты позволяют муниципалитету обеспечивать необходимое развитие различных отраслей и сфер.

Местные бюджеты способны выравнять экономический и социальный уровни развития. Для этого происходит формирование и реализация соответствующих программ, направленных на благоустройство, развитие, возрождение регионов.

Те средства, которые есть в распоряжении у муниципальных органов власти, могут быть увеличены или уменьшены согласно нормам на финансовые траты, необходимые для оказания услуг.

Собирая долю финансов в бюджетах местного значения, представительная и исполнительная власти имеют право целенаправленно направлять финансы, предназначенные для осуществления важных задач в развитии необходимых областей.

Муниципалитет благодаря местным бюджетам может воздействовать на создание идеальных пропорций в финансировании, необходимом для затрат, стимулировать рациональное применение материальных и трудовых ресурсов, запускать новые производственные линии.

Говоря о роли бюджетов местного значения, нельзя не упомянуть о том, что из-за кризисов они не в состоянии выполнять свои функции в полном объеме. Дефицит в бюджете также относится к таким отрицательным моментам.

По мере того, как экономика будет стабилизироваться, а полномочия органов местного самоуправления расширяться, значение местных бюджетов в региональном развитии будет увеличиваться.

Доходы местного бюджета — средства, поступающие на безвозмездной основе, согласно законодательству в распоряжение органов самоуправления. Эти деньги относятся к объектам муниципальной собственности, что способствует определению бюджетасодержателя, который будет не органом местной власти, а административно-территориальным образованием.

Органы власти и управления в рамках своей компетентности могут распоряжаться этой собственностью. В 72 ст. главного документа страны указано разграничение госсобственности, в которое входят бюджетные средства. Они считаются совместным ведением РФ и ее субъектов.

При формировании и исполнении бюджетов местного значения, руководствуются принципами самостоятельности, гласности, финансовой поддержки государством и пользования финансами.

Бюджет районный и свод бюджетов сельских и городских поселений, относящиеся к муниципальному району, составляют его КБ.

Смета доходов и расходов отдельных городов и сел или других территорий, которые не считаются муниципальным образованием, может быть рассмотрена бюджетом городских и сельских поселений, в качестве его составной части.

Какими бывают КБ?

Есть 2 вида консолидированных бюджетов:

  1. КБ страны.
  2. КБ субъекта страны.

К первому виду относятся федеральный бюджет и КБ субъектов, ко второму – бюджет субъекта страны и свод бюджетов тех муниципальных образований, которые находятся на ее территории.

В России вопросом прогнозирования КБ и составлением отчета о его исполнении занимается Министерство финансов. Такой бюджет не может являться источником финансирования расходов. Кроме того, он не утверждается и не имеет нормативно-правовой характер.

Но без расчета показателей консолидированного бюджета государство не может свободно планировать финансовую часть, так как сводные финансовые балансы страны и ее территорий основываются на таких бюджетах.

Меры по мобилизации

Проведение мероприятий, основная цель которых – привлечение дополнительных инвестиций, называются мобилизацией доходов консолидированного бюджета. Благодаря изысканию и привлечению дополнительных резервов роста доходов, можно дополнительно наполнить бюджеты всех уровней, создавать условия для развития бизнеса и реализации различных программ.

Более ранние статьи: