Антикризисное управление – основные принципы и стратегии

Изменения в законодательстве, действия конкурентов или снижение прибыли – это далеко не все причины возникновения кризиса на современном предприятии. В случае неблагоприятной для компании ситуации эксперты советуют прибегать к антикризисному управлению, причем это может быть внутренний специалист или же привлеченный.

Антикризисное управление предприятием

Антикризисное управление – схема действия

Фактически лучшая борьба с кризисными ситуациями – это раннее их прогнозирование на этапе создания бизнес-плана или любых изменений маркетингового плана. В этой сфере работают финансовый и маркетинговый отделы предприятия.

Именно маркетологи работают с таким инструментом как SWOT-анализ, который позволяет выявить возможные рыночные угрозы еще на этапе кабинетных исследований. Частью такого анализа является планирование уровня влияния различных угроз и вероятность их осуществления. Кроме того, обязательно составляется перечень действий, которые должно произвести предприятие для минимизации негативного влияния конкурентов или рынка в целом.

Классификация угроз

Несмотря на очевидный факт того, что угрозы возникают вне предприятия, их появление возможно и внутри компании. Так, первый уровень классификации угроз включает внешние и внутренние факторы влияния. Внутренние факторы можно разделить на три категории:

  • производственные;
  • маркетинговые;
  • управленческие.

Среди управленческих угроз стоит отметить незнание конъюнктуры рынка, игнорирование серьезных прогнозов об изменениях в отрасли, неэффективный финансовый менеджмент, в том числе управление расходами. Что касается производственных угроз, то к ним можно отнести устаревшее оборудование, высокую долю переменных издержек производства, перегруженность производственных мощностей и многие другие факторы.

Категория маркетинговых факторов отрицательного влияния имеет более широкий список, ведь сюда можно включить как неверно созданную систему продаж, так и не соответствующий ожиданиям потребителей товар. Перечислим некоторые из внутренних маркетинговых угроз, которые могут возникнуть на реальном предприятии:

  • низкая квалификация сотрудников отдела продаж;
  • несоответствие плана продаж реальным рыночным показателям;
  • перерасход средств на рекламные компании;
  • низкое качество продукции предприятия;
  • ложная информация в рекламе товаров компании;
  • использование неверных рекламных каналов;
  • недостаточная ширина или глубина ассортимента;
  • неверно выбранная стратегия относительно конкурентов.

В тоже время значительное влияние могут оказать и факторы, на которые не может повлиять предприятие, то есть внешние угрозы. Здесь можно отметить общие изменения в экономике страны: рост инфляции и безработицы, снижение уровня доходов населения и скачки курсов валют. Также к внешним угрозам относятся чисто рыночные факторы: усиление позиций конкурентов, усиление или ослабление входных барьеров в отрасль, введение или отмена обязательного лицензирования деятельности. Для различных компаний один и тот же фактор может выступать как угроза, и как возможность развития.

Например, ослабление входных барьеров в отрасли, которое может быть выражено в отмене обязательного получения лицензии, для новых предприятий позволяет упростить старт бизнеса. В тоже время для старых игроков рынка – это усиливает конкуренцию, в частности увеличивается число компаний-конкурентов.

Изменение курса валют может значительно повлиять на цену продукции, если в себестоимости есть сырье, которое закупается в валюте. Тем не менее, если продукция компании изготавливается исключительно из национального сырья, то рассматривать изменения курса валют как угрозу нет смысла.

Таким образом, задача управленческого звена предприятия спрогнозировать будущие угрозы, спровоцированные внутренней и внешней средой, и составить план действий, то есть антикризисного управления предприятием.

Задачи и цели антикризисного управления

Важно понимать, какие цели могут быть поставлены перед экспертом в антикризисном управлении. Они могут отличаться в зависимости от сложности ситуации и наличия ресурсов для обеспечения необходимых действий. Так, к целям и задачам можно отнести:

  • прогнозирование возможных кризисных ситуаций;
  • адекватная оценка влияния кризисных факторов;
  • планирование действий на минимизацию влияния;
  • ослабление или усиление влияния кризисных факторов;
  • поддержание деятельности в условиях кризиса;
  • управление динамикой развития кризисного положения.

В зависимости от вида и типа фактора влияния в задачи антикризисного управления одной компании может входить ускорение и усиление кризиса, а другой – его замедление и смягчение.

Стратегии антикризисного управления будут зависеть от конкретной стадии развития кризиса. Первые действия могут производиться еще на этапе распознавания кризиса, если же этот этап пропущен, то далее следует предотвращение кризисной ситуации. В дальнейшем стратегия может быть нацелена на обеспечение эффективной работы предприятия во время кризиса или же системы действий, направленных на выход компании из кризисной ситуации. Чаще всего, предприятия, которые не уделяют достаточно внимания антикризисному управлению, привлекают сторонних специалистов лишь для ликвидации последствий кризисной ситуации.

Механизм антикризисного управления

В зависимости от выявленной стадии развития кризиса механизм действий в антикризисном управлении отличается. Если выявлена скрытая фаза кризисной ситуации, то есть снижение прибыльности, рентабельности или эффективности капитала, то может быть пересмотрен стратегический план предприятия. Наиболее часто на данном этапе применяют снижение издержек: сокращение персонала, повышение производительности, смена поставщиков сырья.

В случае, если влияние кризисной ситуации уже ощутимо, то есть налицо убыточная деятельность предприятия, то применяются разнообразные методы стратегического управления. Непредотвращенный вовремя кризис приводит к снижению объема собственных средств, возрастанию кредиторской задолженности. Перспективы развития предприятия в такой ситуации оцениваются негативно. Здесь применяется рациональное планирование денежных потоков, значительно снижение производства. Игнорирование кризиса на данном этапе приводит к неизбежному банкротству и ликвидации предприятия.

Принцип действия любой системы – это совокупность действий, которые выполняются в нужное время в нужном месте. Так и система антикризисного управления обладает характерными свойствами:

  1. Адаптивность и гибкость принятия решений.
  2. Диверсификация управления в кризисных ситуациях.
  3. Усиление и изменение интеграционных связей.
  4. Своевременная и адекватная реакция.

Так, к принципам, которые характеризуют антикризисное управление, относятся ранняя диагностика, скорость реагирования, адекватность действий и полное вовлечение возможных ресурсов.

Несмотря на распространенный миф, эффективность и результативность антикризисного управления не зависит от количества вложенных средств в процесс. Антикризисные меры могут быть не только финансово-экономическими, но и правовыми, конфликтологическими, организационными. Технология действий может основываться лишь на сборе и подтверждении информации о возможном наступлении кризисных ситуаций. Таким образом, модель системы действий по антикризисному управлению предприятием может быть построена и на нефинансовой базе.

Эффективность действий по антикризисному управлению необходимо измерять в количественных показателях. Поставленные цели и задачи должны быть четкими, ведь только так можно оценить результат деятельности менеджера. Примером может быть четко установленный объем продаж в несезонный период – не менее 10 тыс. ед. продукции за один месяц. В итоге, после внедрения антикризисной стратегии, ее результат можно будет четко измерить.

Особенности процесса антикризисного управления

К особенностям в антикризисном управлении стоит относить высокую чувствительность к временному фактору, применение программно-целевых действий, усиленное внимание к управленческим решениям. В момент осуществления выбранной стратегии антикризисного управления все действия и решения должны оцениваться с точки зрения антикризисных критериев. Так, то что было возможно в докризисный период – в период кризиса может привести к банкротству.

Важно отметить отличия процессов антикризисного управления на предприятии от управления стабильными системами. Цели антикризисных мероприятий в минимизации отрицательного влияния кризисных факторов при их неблагоприятном влиянии в жестких временных рамках. При этом планируемый результат остается однозначным – требуется переход в стабильное состояние. Что касается стабильных систем, то здесь все мероприятия направлены на повышение эффективности ресурсов при благоприятных обстоятельствах в условиях стабильности. Отличаются как скорость принятия решений, так и характер действий.

Формирование стратегии антикризисного управления

При формировании стратегии действий в кризисной ситуации следует основываться лишь на проверенных аналитических данных как о внешней, так и о внутренней среде предприятия. В итоге среди стратегий антикризисного управления возможны многие альтернативы:

  1. Инновационная политика.
  2. Прогнозируемый риск.
  3. Эффективное использование ресурсов.
  4. Готовность к последствиям.
  5. Выжидание событий.
  6. Предупреждение кризиса.
  7. Противодействие кризисной ситуации.

Выбор стратегии зависит от исходных данных – ситуации на рынке, состояния предприятия, наличия ресурсов, опыта антикризисного менеджера. Одна из методик выбора верной стратегии – это создание сценариев действий по каждой из них. Таким образом, специалист может спрогнозировать результат применения той или иной стратегии и выбрать наиболее эффективные.

Инновации и кризисные ситуации

Любое предприятие, которое не проводит модернизацию производства и не следит за новыми технологиями и товарами, рискует рано или поздно попасть в кризисную ситуацию. Это вызвано тем, что рынок непрерывно развивается и в погоне за потребителем конкуренты стараются постоянно совершенствовать свою продукцию. Отсутствие инноваций на предприятии неизбежно приведет к потере конкурентоспособности рыночного положения и в итоге к банкротству.

Именно поэтому роль инновационной стратегии особенно в антикризисном управлении критически важна. С усилением конкуренции и снижением конкурентных преимуществ предприятие неизбежно сталкивается с выбором последующей стратегии действий. Инновационная стратегия может быть успешной лишь при наличии и достаточности инновационного потенциала компании, который характеризуют ресурсы. К ним можно отнести достаточность свободных собственных средств, возможность привлечения кредитных средств, привлекательность бизнеса для инвесторов, опыт и профессионализм управленческого звена.

При ведении инновационной политики предприятие вступает в долгосрочный период нововведений и долгосрочных вложений, а потому отсутствие персонала, оборудования и финансовых ресурсов может превратить предприятие в неликвидный и нерентабельный бизнес. Также затормозить инновационную стратегию могут внешние факторы – недоступность кредитов для бизнеса, политические изменения в стране, излишнее влияние контролирующих органов, повышенная налоговая нагрузка.

Реальные примеры антикризисного управления

Один из российских ГОКов с более чем столетней историей занимался добычей золота, серебра и свинца. Так как готовый продукт – это концентрат с различным содержанием необходимого металла, то по технологии производства следующий этап заключается в переработке сырья. По неизвестным причинам единственный перерабатывающий завод был расположен в соседней стране, на тот момент одной из советских республик.

После распада СССР добывающее предприятие было приватизировано, а вывоз сырья на переработку регламентировался государственными квотами. Из-за бюрократических проволочек квота была выдана заводу с большой задержкой лишь спустя год. Весь период ожидания предприятие не останавливало добычу и накапливало продукцию на складе. Так как ГОК продолжал работать, то со временем ресурсов для покрытия постоянных издержек стало не хватать. Кризисная ситуация получила развитие и поставила предприятие в тяжелые условия. Средств было недостаточно, и со временем возникла задолженность по заработной плате перед сотрудниками, прошла волна увольнений. Недостаток средств также повлек аварийные ситуации на шахтах, так как не проводилось своевременное обслуживание и ремонтные работы.

Лишь на данной стадии развития кризиса предприятие выбирает стратегию антикризисного управления. Была выбрана стратегия эффективного использования ресурсов и внедрения инноваций. Конечной целью было привлечение крупных инвесторов для продажи предприятия. Среди промежуточных задач для достижения указанной цели антикризисный менеджмент поставил следующие:

  1. Разработка новых технологий переработки сырья.
  2. Разработка и внедрение новой продукции в ассортимент.
  3. Привлечение кредитного капитала для развития.
  4. Полная модернизация производственного оборудования.
  5. Новая политика управления и мотивации персонала.
  6. Сертификация согласно международным стандартам.

В результате выбранная стратегия антикризисного управления позволила предприятию полностью загрузить производственные мощности и выйти на высокий уровень рентабельности. Спустя полтора года предприятие перепродали иностранным инвесторам.

Еще одним примером может быть зарубежный опыт применения антикризисного управления предприятиями. Разберем конкретную ситуацию, которая возникла в одной из американских авто-корпораций. После значительного снижения финансовых показателей в отчетности была произведена замена председателя правления, который выступил в роли антикризисного менеджера. В процессе первоначального анализа были выявлены следующие проблемы:

  • низкая организационная дисциплина управленческого звена;
  • отсутствие интеграции между компаниями внутри корпорации;
  • отсутствие системы целостного финансового контроля;
  • низкая корпоративная культура и промышленный шпионаж;
  • отсутствие эффективной карьерной политики.

В результате аналитической работы и составления возможных сценариев развития кризисной ситуации была выбрана стратегия предотвращения влияния кризисных факторов. Действия антикризисного менеджера были направлены в первую очередь на поиск управленческого персонала – были заменены высшие кадры финансового департамента, службы снабжения и отдела маркетинга. Причем большую часть новых руководителей выбрали из молодых специалистов, которые длительное время работали на предприятии. В дальнейшем была разработана новая стратегия управления персоналом, которая была направлена на создание сплоченной и организованной команды. Результатом антикризисного управления в этом примере стало быстрое и эффективное развитие авто-концерна.

В заключение

Любые экономические системы существуют и развиваются в определенном цикле, а потому неизбежно наступление кризисных ситуаций и спадов. Задача антикризисного управления – заранее выявлять факторы внутренней и рыночной среды, которые могут создать кризисную ситуацию и негативно повлиять на предприятие. Правильное прогнозирование, однако, не является единственной мерой. Важно, чтобы аналитик проводил оценку влияния тех или иных кризисных ситуаций, а также создавал эффективный план действий, который будет полностью и адекватно соответствовать конкретной ситуации.

Эффективная работа кризис-менеджера – это предотвращение кризисов, однако чаще всего предприятия выбирают стратегию антикризисного управления в пиковой стадии развития кризисной ситуации. В таком случае действия менеджеров должны быть направлены на эффективное использование всех возможных ресурсов – финансовой и не финансовой базы – для ослабления кризиса и минимизация вреда для компании.

Наиболее высокому риску подвержены те предприятия, которые начинают антикризисный менеджмент после окончания кризиса. Здесь задача менеджеров – в максимально сжатые сроки ликвидировать последствия кризисной ситуации, причем от эффективности антикризисных мер здесь будет зависеть уже не только рентабельность предприятия, а и его будущее. Часто не вовремя принятые меры приводят к полному банкротству и ликвидации бизнеса.

Более ранние статьи: